Белая точка, черная точка...

или о том, о чём не говорят на курсах

Изначально название статьи задумывалось, как «Сексуальная метафизика». Однако я посчитал, что название данной статьи покажется несколько провокационным. На самом деле, оно соответствует теме. Речь в статье пойдёт как раз о концепции инь-ян, как основе всей китайской метафизики.
Как показывает опыт, изучение китайской метафизики все начинают либо с ба-цзы, либо с фэншуй. Оно и понятно - начальные знания даются и там, и там идентичные. С другой  стороны, а с чего же ещё можно начать изучение в наших «суровых условиях»? Быстро пробежавшись по У-цзи (Беспредельное), Тай-цзи (Великий предел) и Инь-ян (дуализм), все стремглав «летят» дальше, мечтая о «Водных формулах», «Духах и Демонах» и куче других «секретных» знаний.
Кажется, что базовые знания получены в достаточной степени и больше к этой теме возвращаться не стоит - зачем тратить время на то, что уже есть в интернете, в журналах, в рабочих тетрадях, в конце концов... Ведь впереди же - о-го-го! какие знания! Что там какие-то чёрно-белые кляксы?! Ну, есть они - и есть, кушать не просят, ну и ладно...
На самом деле, значение концепции инь-ян неизмеримо приуменьшено. В Китае до сих пор существует особая натурофилософская школа «Инь ян цзя» (陰陽家 или 阴阳家), которая рассматривает все перипетии во Вселенной только при помощи инь и ян. Школа эта, как и её учение сформировалась в далёком прошлом - в V-III вв. до н.э., и свои философские концепции она сохранила до наших дней. Конечно же, в учении Школы инь-ян цзя рассматривается не только сам дуализм Природы, но и концепция у-син, и Земные Ветви, и триграммы, и географическая природа (стороны света) и т.д. Таким образом, универсальность концепции инь-ян охватывает все пространственные и временные характеристики во Вселенной, «и если его расширить до самых далёких пределов, не будет ничего, чего бы оно не достигло» (в конце предложения цитата Фэн Ю-Ланя).
А что же мы знаем об инь-ян? Вернее, какие знания по этой теме передаются студентам на метафизических курсах? Действительно, в качестве базовых понятий рассматривается концепция инь-ян. Можно вспомнить те же таблицы, в которых описываются ассоциативный ряд инь-ян. Практически везде они одинаковые: 

Инь

Ян

Темное

Светлое

Луна

Солнце

Земля

Небо

Левое

Правое

... и т.д. Что-то в таком роде... И только на пятом, на десятом или на сто девяносто восьмом месте написано «женщина-мужчина». По моему скромному убеждению (imho), это в корне не правильно. Такие понятия/категории, как «женщина-мужчина» должны указываться здесь на первых местах - из отношений «женщина-мужчина» идут все основные понятия и определения в метафизике. Почему? Об этом  настоящая статья... в этом - сексуальность китайской метафизики. И понимать слово «секс» в данном контексте можно по-разному: и как «пол», и как, собственно, определённые действия между мужчиной и женщиной. Но... обо всём по порядку.
С чего начинается «изложение» теоретических знаний по метафизике? В качестве примера ученикам приводится цитата из древних текстов: «В древности [мудрецы] смотрели вверх и созерцали узоры на Небе, смотрели вниз и видели образы на Земле»... В основном, здесь противоречий нет. Или ПОЧТИ нет, т.е. просто дословно пересказана малая часть древнего текста. Но именно пересказана, а не изложена полностью и точно.
Тут, как говорится, «фраза вырвана из контекста». А без полного уяснения этого вопроса в дальнейшей практике могут постоянно возникать вопросы «почему?» и «как это, как это?»...
Значит, с неё (с этой фразы) и начнём. Откуда взят этот отрывок? Данная цитата принадлежит тексту Конфуция «Комментарии привязанных слов» (или просто «Привязанные слова») - «Сы ци чжуань».
Почему слова называются «привязанные» - это тоже мало кто может растолковать начинающим, но сейчас не об этом... Хотя... и это имеет значение...
В действительности, текст звучит так: «В древности Баоси (Фуси) был правителем-ваном Поднебесной. Глядя вверх, наблюдал образы (сян), исходящие от Неба. Глядя вниз, наблюдал способы (фа) [их проявлений], исходящие от Земли. Наблюдал узоры-знаки (вэнь) птиц и зверей. Следовал земным порядкам (и). То, что близкое, находил в себе. То, что далекое, находил у других существ....» («Сы ци чжуань», Нижний раздел, Чжан 2)

Опять же, какие такие следы птиц и зверей наблюдал Фуси? Он что, был охотником? Этот вопрос тоже имеет отношение к китайской метафизике, но его никто не поднимает и не освещает... Хотя было бы полезно...
Всё, что объясняют на курсах о Фуси, так это то, что он был первопредок китайцев и к нему вылезла черепаха из реки Ло, когда он отдыхал на берегу после работ... он разглядел какие-то там точки на панцире черепахи и ему в голову пришла мысль о Ло-шу - «магическом квадрате», как его называют.

Действительно, квадрат Ло-шу заслуживает пристального и подробного изучения, т.к. он также является неотъемлемой частью базовых знаний в китайской метафизике. 

4

9

2

3

5

7

8

1

6

Например, в какую бы сторону не производилось сложение цифр в квадрате Ло-шу (по горизонтали, по вертикали или по диагонали), сумма всегда будет равна 15-ти. Прикольно...
Или, в квадрате Ло-шу можно увидеть свастику, только не гитлеровскую, а ту, которая является символом Солнца. В квадрате Ло-шу можно разглядеть и «Маген Давид» - символ иудейской веры. В общем, казалось бы, всего девять цифр, но в них заложена кладезь информации.
Но что это голову Фуси посетили такие мысли? До него (или кроме него) никто не умел складывать числа?

Дело в том, что сам факт появления Фуси на свет, его рождение, взросление, его жизнь, окутаны легендами. Тут надо особо упомянуть, что в то время, когда жил Фуси, не существовало учения (искусства) фэншуй. Да, Фуси проводил некие изменения ландшафта и т.д., но о том фэншуй, который нам известен в настоящем виде, речь не идёт. Но там, в глубокой древности, он берёт своё начало...
Китайские историографы, давая оценку личности Фуси, уверены, что он был одним из первых совершенномудрых в истории Китая. Фуси считается изобретателем иероглифической письменности, он научил людей готовить пищу на огне, плести сети и ловить ими рыбу и т.п. Эдакий китайский Прометей. Такие подробности важны для того, чтобы понять, о каких стародавних временах идёт речь! Тот же Хуан-ди (Жёлтый император) принял календарь в III тысячелетии до н.э., а Фуси жил задоооолго до него! Фуси считается не только совершенномудрым. Если подробно ознакомиться хотя бы с частью китайского фольклора, то можно увидеть те необыкновенные (нечеловеческие) качества, которыми наделён этот персонаж. Учёные, которые занимаются изучением «И-цзин» (ицзинистики) говорят о том, что Фуси был ни кто иной, как древний мастер цигун самого высочайшего уровня и обладал экстраординарными знаниями. Поэтому, управляя своими возможностями, именно такие деятели, как Фуси, могли прочувствовать схему и модель космоса, когда они «далёкое брали с вещей, близкое брали с себя». И тут надо просто понять, осознать разницу в том, что история человечества превосходит по длительности историю цивилизации. Вот о чём идёт речь...
Там же в «Привязанных словах» даётся классическое объяснение сути инь-ян: «Установили путь-дао Неба, назвали инь и ян». Это утверждение напрямую соотносится с астрономическими наблюдениями, когда днём измеряли солнечную тень (ян), а ночью следили за Полярной Звездой (инь). В оде «Гунлю» «Книги Песен» («Ши цзин») говорится: «Инь и ян устанавливают по солнечному свету на холме». Это означает, что на холме наблюдали за солнечной тенью, чтобы определить инь и ян природных трансформаций. Это - самое раннее разъяснение сущности инь и ян.
День сменяет ночь, а ночь наступает на исходе дня. Солнце и Луна сменяют друг друга на небосводе. Инь и ян сменяют друг друга, коренятся друг в друге. С другой стороны, без инь нет ян, а без ян нет инь. Таким образом, инь и ян - это единство противоположностей, сутью единения которых является рождение десяти тысяч вещей: «Небо и Земля сочетаются, десять тысяч вещей нераздельны».
Источник и существенное содержание концепции единства противоположностей инь и ян и их гармонии в материальном мире происходит от древнейшего культа плодородия и непосредственного опыта любовного влечения и соединения супругов, мужчины  женщины.

 1   далее >>>