Белая точка, черная точка - 2

или о том, о чём не говорят на курсах... (продолжение)

В древнейшей культуре Китая существовал культ духа плодородия. Этот культ оказал далеко идущее влияние на историю и культуру. Например, он стал причиной того, что китайцы ценят обилие детей, считают многочисленное потомство счастьем. Это является одной из причин многочисленности китайского населения. Исследователи китайской культуры полагают, что изображение черт инь и ян в символах/образах гуа, является символическим изображением мужских и женских репродуктивных органов, что имеет под собой определённые основания. Древние мудрецы для определения свойств и качеств инь и ян брали за образец совокупление мужчины и женщины. Этим и объясняются слова «далёкое брали с вещей, близкое брали с себя» («Сы ци чжуань», чжан 5).


Давайте, тут вспомним, как происходят все восемь триграмм в ба-гу.
Итак, первые две черты - это основные черты, мужская (ян) и женская (инь).
Мужская черта целостная, а женская - имеет ущерб (пустоту, вход) посередине:

2  

Иными словами, это т.н. «Двоица образов».
Далее происходит трансформация образов и появляются ещё две черты: их можно представить в виде четырех комбинаций из двух черт, которые называются Старая инь 老陰, Молодой ян 少陽, Молодая инь 少陰, Старый ян 老陽.

  4

В пространственном значении они символизируют четыре стороны света - Север, Юг, Восток и Запад.
Комбинации вышеприведённых черт дают восемь триграмм в последовательности (справа налево):  Цянь (乾), Дуй (兌), Ли (離), Чжэнь (震), Сюнь (巽), Кань (坎), Гэнь (艮), Кунь (坤). 

8

Весь процесс можно изобразить в древовидном виде следующим образом: 

у-цзы - тай-цзы

Из последнего чертежа видно, что на каждом этапе происходит раздвоение предшествующего компонента по принципу инь-ян:
Великий Предел (Тай-цзи) рождает инь и ян.
Инь - рождает Старую инь и Молодого ян.
Ян - рождает Молодую инь и Старого ян.
Старая инь - рождает Кунь и Гэнь... и так далее.
Причем все раздвоения противоположны по знаку. Для Четырех Символов и Триграмм принадлежность к инь или ян можно узнать по верхней черте. Если она иньская, то компонент принадлежит инь, если янская, то - ян.
Для триграмм существует еще один способ определить их знак - по семейному признаку.
Цянь и Кунь рассматриваются, как отец и мать.
Результатом соединения Цянь и Кунь является «рождение» сыновей Чжэнь (старший), Кань (средний) и Гэнь (младший), и дочерей Сюнь (старшая), Ли (средняя) и Дуй (младшая).
Одна черта ян из триграммы Цянь соединяется с чертами инь триграммы Кунь и образуются янские триграммы - три сына. Одна черта инь из триграммы Кунь соединяется с чертами ян триграммы Цянь, и образуются иньские триграммы - три дочери.
Таким образом, все такие выражения, как «ян - действие, а инь - тело», «ян - твёрдое, а инь - мягкое», «ян - проникает, а инь - принимает» и т.д., происходят из опыта соединения мужчины и женщины.


В «Комментарии последовательности гуа» мы можем обнаружить также, что авторы приложений к «Канону Перемен» сводят структуру всей Вселенной к репродуктивной модели совокупления двух начал - инь и ян: «В наличии Небо и Земля, после того в наличии десять тысяч вещей; в наличии десять тысяч вещей, после того в наличии мужчины и женщины; в наличии мужчины и женщины, после того в наличии мужья и жёны; в наличии мужья и жёны, после того в наличии отцы и дети; в наличии отцы и дети, после того в наличии государи и подданные; в наличии государи и подданные, после того в наличии верхи и низы, в наличии верхи и низы, после того в наличии то, что сплетает благопристойность и этикет. Путь мужа и жёны не может не быть долгим, поэтому его придерживаются с помощью постоянства».
Надо сказать, что отношения между мужчиной и женщиной лежат в основе многих исследований и трудов древних мыслителей. В «Единении триады» говорится: «Ян даёт, а инь принимает, самец и самка смотрят друг на друга». «Смотрят друг на друга» буквально означает, что они смотрят друг на друга с любовью. В данном случае подразумевается совокупление. Конкретно это описывается словами: «Страсть объединяет Цянь и Кунь», Цянь приходит в движение и выпрямляется... Кунь спокойно и вбирает в себя, предоставляя путь для метания дротика. Твёрдое действует и отступает, а мягкое увлажняется».


Взаимодействие пять элементов (у-син) в Единении триады» имеет свои особые обозначения: «взаимообусловленность» и «муж и жена». В модели пяти элементов преодолевающий элемент называют «чиновником», «мужем», а преодолеваемый - «женщиной», «женой», «материалом». «Муж» и «жена» соединяясь, могут породить «дитя». В процессе преодоления пятью элементами друг друга рождается «внутренняя пилюля», излечиваются болезни. Поэтому в «Единении триады» приводятся слова из «Книги песен»:
«Утки, я слышу, кричат на реке предо мной.
Селезень с уткой слетелись на берег речной.
Скромная, милая, тихая девушка ты, -
будешь супругой ты верной, послушной женой».


Концепция отношений между мужчиной и женщиной (инь-ян) лежит в основе древних метафизических практик Китая. В заключении приведу ещё один пример, имеющий непосредственное отношение к этой теме. Как мы можем использовать инь-ян на практике? Например, проводится фэншуй-аудит квартиры. Один из методов проведения анализа - метод Летящих Звёзд (Фэй-син). И даже тут необходимо иметь ввиду отношения инь-ян, т.к. каждая Звезда (она же - триграмма, гуа) относится к инь или к ян. К слову, комбинация Звёзд 7-1 в определённых условиях может предзнаменовывать излишнее возлияние спиртных напитков и разгульный образ жизни молодого мужчины. Откуда взялось такое суждение? Звезда 1 (триграмма Кань) - молодой мужчина, Звезда 7 (триграмма Дуй) - молодая женщина. Вывод напрашивается сам собою. Или женщина с гуа 4 (Сюнь) спит в спальне с тыловой (горной) Звездой 8 (Гэнь). Какие события её могут ожидать? Ответ: отношения с лицами противоположного пола, которые намного младше неё самой. Но это лишь спонтанные примеры. Конечно, чтобы всё «сработало» нужны определённые показатели внешнего окружения и внутреннего обустройства квартиры.


Обобщая изложенное, можно сказать, что у древних китайцев существовало две системы, согласно которым определялись происхождение и сущность инь и ян. Первая - это естественнонаучная система (астрологические и фенологические наблюдения). Вторая - система практических наук, исследовавшая любовное влечение и соединение мужчины и женщины. Гносеологической основой обеих этих систем было то, что каждый [человек] мог пережить, ощутить и узнать, - смена инь (темноты) и ян (света) в пределах суток и отношения между полами. Эти системы стали основным источником становления концепции инь и ян в ицзинистике.

Поэтому становятся понятными слова «то, что близкое, находил в себе. То, что далекое, находил у других существ». Вся китайская метафизика основана на образах/символах, которые находятся в окружающем нас пространстве. Если человек научится видеть эти проявления символов/образов, трактовать их взаимодействие, делать выводы и обобщать результаты этих взаимодействий, то лишь тогда он сможет действенно применять, так сказать, теорию на практике. Это не просто, это сложно. Но в простом нет ничего привлекательного. Весь интерес и вся суть - в сложности. Взаимоотношение инь и ян - ключ к понятию трансформации вещей, ключ к познанию Перемен.

<<< в начало   2