Обратный звонок от Вселенной

33

 

«Yī mìng, Èr yùn, Sān fēngshuǐ, Sì jī yīndé, Wǔ dúshū».

«Первое – Судьба,
Второе – Удача,
Третье – фэншуй,
Четвёртое – добродетель,
Пятое – чтение».

 

Многим людям, соприкоснувшимся с китайской метафизикой, известно это выражение.
Очень редко, когда на курсах его передают без искажений, вернее, его вообще почти всегда неправильно толкуют.
Многие преподаватели приписывают эти слова к народной мудрости, а пословицам и т.д. Некоторые даже умудряются назвать это «китайской приметой» (сам читал такое на одном сайте).

На самом деле, эти слова принадлежат великому китайскому учёному, философу, просветителю и поэту Су Ши (1036-1101 гг.). Он жил и творил во времена династии Сун.
Кстати, его отец и брат также были довольно известными поэтами своего времени.

Странствуя по Китаю, он побывал в местечке Дунпо («Восточный склон»). Это место так понравилось ему, что он взял себе литературный псевдоним «Дунпо». После этого мы знаем этого древнекитайского поэта, как Су Дунпо.

Но в этой истории не всё так гладко. Су Дунпо не просто ездил по Китаю в некие туристические поездки. Он был придворным чиновником, но несколько раз его изгоняли из дворца! А впадал в немилость он по причине своего дурного характера. Только представьте себе: как надо насолить императору, чтобы тебя отправили в ссылку?! При этом, как свидетельствуют современники поэта, другие люди просто лишились бы головы, окажись они на месте Су Дунпо! Значит, его способности и авторитет были на таком уровне, что император не позволял себе такого удовольствия, как казнь поэта – легче и спокойнее было послать его куда подальше (в прямом и переносном смысле).

Так вот, естественно, к Су Дунпо «не зарастала народная тропа». Где бы он не находился, к нему выстраивалась очередь посетителей. Кто-то приходил за советом, кто-то с вопросом, а кто-то просто посмотреть на опального гения.
И, конечно, не всегда Су Дунпо был в хорошем расположении духа. Вопросы (умные и не очень) слишком докучали философу. Иногда он выходил из себя. Вот как раз в один такой прекрасный (или не очень) момент к Су Дунпо обратился местный чиновник, сына которого ожидала в ближайшем будущем сдача экзаменов на занятие государственной должности.
Ну и вот, этот бедолага-чиновник попался под горячую руку Су Дунпо со своим вопросом, типа: «Не будете ли так любезны (о! ши-фу!) соизволить ответить на мой маленький и безобидный вопрос: «Что определяет возможность (Удачу) занятия должности при сдаче государственных экзаменов?»»
Как освещают это событие свидетели, Су Дунпо не задумываясь отвесил тираду, указанную в начале этой статьи. Типа, только отвяжитесь от меня! Да, именно не просто ответил, а процедил сквозь зубы!

Но, так или иначе, уже почти 1000 лет именно это выражение является началом всех занятий по ба-цзы )))

В своём курсе ба-цзы «Восемь иероглифов» я подробно описываю каждый из этих пунктов. Что такое Мин, что такое Юнь и что за фэншуй имел в виду Су Дунпо?..
На четвёртом месте в его трактовке общей Удачи стоит какое-то цзи-инь-дэ, а на пятом – чтение книг.
Сразу поставим точку в конце предложения: чтение книг – это изучение канонических текстов. Не секрет, что в древнем Китае изучаемые тексты следовало знать наизусть. В принципе, в древней Европе метод обучения был аналогичным – студенты средневековых университетов просто заучивали тексты, не понимая смысла.

Предпоследнее место в ответе Су Дунпо занимает добродетель.
Что это такое и «с чем это едят» китайцы? Это и есть тема статьи.

Итак, добродетель…
Добродетель — это философский и/или религиозный термин, означающий положительное нравственное свойство характера определённого человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона (заповедей).

Добродетель – «добро», «деятельность» («делать»), т.е. делание добра.

В словах Су Дунпо понятие «добродетель» выражено в трёх иероглифах:
積 陰 德 (jī yīndé) – цзи-инь-дэ.

Чтобы понять смысл этого выражения, надо разобрать все иероглифы по одному, и каждый по т.н. «ключам». 

1. 積 [jī] – скопление (концентрация), накопление… т.е. имеется в виду, что доброе дело не должно быть какое-то одно, единичное… добрых дел должно быть много и разных, всегда, повседневно, по отношению ко всем окружающим.

2. 陰 [yīn] – инь – этот иероглиф знаком всем, кто изучает китайскую метафизику… в сочетании со следующим иероглифом 德 [dé] – дэ, он указывает на благодеяние, которое зачтется на том свете… но в контексте указанного высказывания Су Дунпо такое сочетание иероглифов 陰 德 [yīndé] – инь-дэ – означает именно скрытую (не явную) добродетель, добрые дела, сделанные «не на показуху» и не ради «галочки» или общественного признания.

3. 德 [dé] – дэ – добродетель; душевная чистота, высокая нравственность… в конфуцианских текстах означает гуманность и честность… в даосской философии имеет значение качества (потенции) дела, внутреннюю сущность человека, безупречную чистоту, силу духа и красоту души.

Иероглиф 德 [dé] – дэ – знакóм, наверное, многим из вас по названию труда Лао-цзы «Дао-дэ-цзин» (道德經), который можно перевести, как «Канон Пути Достоинства».

В свою очередь, иероглиф 經 [jing] также должен быть вам известен по названию «Канона Перемен» 易經 – [yì jing] – И-цзин.

Если мы обратим внимание на последний иероглиф и разберём его по ключам, то мы заметим, что иероглиф 德 содержит в себе ключ «синь» – 心 –  «сердце».

 

德

То есть можно заключить, что иероглиф «дэ» подразумевает нравственные качества человека, его праведные поступки.
Иными словами, желание совершать добрые дела и нести добро окружающим должны родиться у человека в сердце… без ожидания благодарности и признания заслуг.

По большому счёту, совершение добродетельных поступков должно происходить так, как написано в Евангелии от Матфея (гл. 6, ст. 2-4):
«Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, <…> У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая».

Но что происходит в действительности?
Многие люди делают добрые дела и ждут, что Вселенная (Судьба) будет к ним благосклонна, подарит им взамен некие иные ценности… по большей своей части, все ждут именно материального вознаграждения от Судьбы.

Делая добро, человек уже получает свой заряд положительной энергии – удовольствие от содеянного доброго дела… не так ли?
Вот это чувство удовлетворения от своего доброго дела, которое появляется у вас в душе – это и есть плата Вселенной (Судьбы) за вашу добродетель.
Поэтому и не ждите больше ничего за свои добрые дела.
Разве хорошее настроение от доброго дела – это ли не награда?

Вот когда вы научитесь делать добро, не задумываясь о своём душевном состоянии, вот тогда и придут к вам другие Блага Вселенной.
Это и есть смысл 4-го пункта сварливого китайского поэта Су Дунпо.
Хотите, следуйте ему… если вам ближе религиозные мотивы – следуйте совету евангелиста Матфея…
Смысл здесь один – человек должен обладать внутренней скрытой добродетельностью, творить добрые дела не задумываясь о вознаграждении и… даже не испытывать никаких эмоций от этого… творить добро ab imo pectore.

И тогда Вселенная ответит на ваши обращения к ней...

Желаю всем Удачи и ясности! 

 

01 августа 2017 г.