История фэншуй
С незапамятных времён человек пытается обустроить окружающую его среду: он высаживает молодые и красивые растения, исследует и удобряет почву, строит жилища по своему вкусу и наполняет их полезной утварью.
В древнем Китае, с присущей китайцам кропотливостью и скрупулезностью, гармонизация окружающего пространства сформировалось в целостное искусство, даже, науку - фэншуй. Хотя слово «фэншуй» китайского происхождения, практически у каждого народа (Японии, Индии, Америки, Европы и Среднего Востока) есть своя форма фэншуй, связанная с очищением и освящением мест.
Кое-что может быть адаптировано для нашей современной жизни. Геопатогенные влияния, космические излучения, биосфера, окружающая среда, гармония с природой, культура жилища - всё это современные понятия. Но все они были известны еще несколько тысяч лет назад и описывались системой глубоких законов, рожденных китайской цивилизацией, по которым существует весь материальный мир нашей планеты.
История фэншуй насчитывает не одно тысячелетие. По данным последних археологических раскопок на территории Китая, древние города, построенные за 4000 лет до н.э. уже возводились по принципам фэншуй.
Первые письменные свидетельства о китайском искусстве геомантии восходят к временам легендарного правителя Фу-Си (около 2852-2737 до н.э.).
Когда император Фу-Си проходил по берегу реки Хуанхэ, к нему навстречу из воды вышла лошадь с головой дракона и чешуёй карпа. На теле животного были письмена в виде точек и кружочков. Схема могла быть задана либо чешуйками, либо водорослями.
Но спина лошади, на которой проявился чертёж, не является плоскостью. Можно предположить, что Хе-ту располагался на спине и боках лошади, то есть, было бы уместно рассматривать Хе-ту в объёме, а не на плоскости. Центральную часть чертежа - в принадлежности к спине, а внешние части современного чертежа - в принадлежности к правому и левому боку. Идеализировав конструкцию можно построить шар, или четырехгранную пирамиду, или куб, поставленный на одну из вершин.
Император Фу-Си очень хорошо знал законы Природы, и это, вероятно, помогло его изысканиям - созданию Ба-гуа Прежнего Неба, что равнозначно постижению законов строения Вселенной и человеческого бытия.
Император Хуан-Ди (ок. 5000 лет назад), или Жёлтый Император, является покровителем китайского народа. При нём был создан первый лунный календарь.
По преданию, во время сражения с разбойниками, Хуан-Ди заблудился. Во сне ему явилась Небесная Владычица, которая даровала ему знание об использовании компаса, с помощью которого Хуан-Ди смог победить своих врагов. Правление Хуан-Ди характеризуется, как золотой век, когда само правление было совершенным, правители отличались мудростью и смирением, и народ почтительно относился к ним.
Первая китайская династия Ся (ок. 2205-1766 г. до н.э.) была основана императором Юем. Император Да Юй (Великий Юй) отчаянно боролся с наводнениями, которое опустошало восточные провинции страны. Он радикально изменил подход к проектированию ландшафтов. Мифы о его правлении сохранились до наших дней. По преданию, в один из дней, когда Да Юй отдыхал после трудов на берегу реки Ло, к нему выползла из воды огромная черепаха, на панцире которой был начертан магический узор с девятью символами (Ло-шу, «письмена реки Ло»).
Этот узор послужил созданию Ба-гуа Позднего Неба, которое в отличие от ба-гуа Прежнего Неба символизирует изменяемую природу вещей.
«Итак, Небо породило чудесные предметы, совершенномудрые берут их за образец. Небо и Земля творят изменения (бянь) и превращения (хуа), совершенномудрые подражают им. Небо ниспосылает образы, проявляет счастье и несчастье, и совершенномудрые отражают это в образах. Из [реки] Хэ вышел чертеж /схема/, из [реки] Ло вышли письмена /описание/, совершенномудрые руководствуются ими. Перемены имеют Четыре Образа, посредством чего это показано /получают указания/. К ним привязываются изречения (цы), посредством чего это сообщено /получают сообщения/. Определяют по ним счастье и несчастье, посредством чего делают выводы /выносятся суждения/».
(Си ци чжуань, в.р., чжан 11)
Так говорится о месте Ло-шу и Хэ-ту в системе Чжоу-И.
Следующее знаменательное событие в развитии фэншуй произошло во времена У-Вана, первого правителя Западного Чжоу. При нём восемь триграмм ба-гуа были расширены до шестидесяти четырёх гексаграмм, составляющих основу предсказательной системы И-цзин (易). В эпоху Чжоу был усовершенствован и Ло-пань (геомантический компас). С помощью компаса Ло-пань и Ба-гуа определялись благоприятные места для янского и иньского жилища.
Усовершенствование компаса Ло-пань приписывают императору Шиню, правнуку правителя Вана, узнавшего этот прибор в юности, когда его дядя Чжоу-гун изготовил компас для сборщиков дани с юга, заблудившихся по дороге домой. Император Шинь на основании знаний о компасе и «И Цзин» разработал теорию земных и небесных предсказаний - легендарную «Ло Цзин», к сожалению не дошедшую до наших дней.
Древние китайские правители не ограничивались изучением ландшафта и работой с невидимыми энергиями. Они наблюдали за небосводом, составляли звёздные карты, изобретали календари. В бронзовом веке, во времена династии Шан, был установлен шестидесятидневный цикл, а движение созвездий было упорядочено в десять Небесных Стволов и двенадцать Земных Ветвей.
При династии Хань фэншуй стал приобретать профессиональные формы. В то время фэншуй был известен, как «Кань-ю». Суть Кань-ю разъяснил Су Шэнь, автор «Шуовень Дзеци» (Династия Хань, 25-220 гг. до н.э.): «Кань - Дао небес. Ю - Дао Земли». «Взгляни ввысь, чтобы изучить Небо, опусти взгляд, чтобы исследовать Землю». (Конфуций, «Комментарии к И-цзин»). Это название передавало истинный смысл и определяло главенство Неба над законами Земли.
В эпоху объединения Китая под властью династии Цзинь (265-316 гг. н.э.) жил человек, которого мастера фэншуй считают отцом геомантии. Его звали Гуо Пу. Его услугами пользовались как императоры, так и простолюдины. Мастер Гуо Пу, автор «Чжан Шу», записал: «Энергия Ци рассеивается ветром (фэн), и накапливается у границы вод (шуй)». Именно отсюда и берёт своё современное название искусство геомантии фэншуй.
Нельзя сказать, что история фэншуй настолько безоблачна. В начале правления династии Мин (1368-1644 гг. н.э.) даосское учение подверглось жесточайшему гонению. В те времена были уничтожены многочисленные философские труды и казнены многие видные учёные. Им на смену пришло поколение мастеров из мирян - мелкие ремесленники и аристократы, которые не были знакомы с философскими основами фэншуй. Фэншуй начал развиваться, как вид бизнеса. Ландшафтная школа подверглась значительному упрощению, но компас Ло-пань был усовершенствован с 18-ти колец до 36-ти. Сформировалась система «Трёх Эр» и «Девяти Циклов».
Во времена пикового развития фэншуй были популярны конфуцианство и философия Дао - Путь Гармонии. Потому фэншуй недалеко ушел от этих течений и искал способы гармонии с окружением с целью достижения признания, хорошего урожая, успехов в завоеваниях, любви и т.д. Историки находят корни фэншуй в периодах династий Тан, Сун, Цзинь, Мин, Цин - именно тогда были созданы большинство текстов и канонов. Своего пика развития фэншуй достиг во времена династии Тан (около тысячелетия назад), но все же хранился посвященными людьми в строжайшем секрете и передавался из уст в уста от отца сыну. Именно такая форма фэншуй практикуется сегодня в восточных странах.
Важно заметить, что знания и методы фэншуй органично вписываются в общее китайское мировоззрение, согласуясь с астрономией, медициной, физикой, психологией и другими областями человеческой теории и практики.