Солнце и Луна

Иногда смотришь какую-то научную программу по ТВ и диву даёшься, какую чушь несут некоторые деятели от науки! И что самое главное, у всех есть определённая научная степень: кандидат наук, доктор наук, профессор и т.д. Особо умиляют подписи под фамилиями, типа, «исследователь древних знаков», «исследователь внеземных цивилизаций»… И что характерно, этот несусветный бред несут как наши соотечественники, так и их коллеги из-за рубежа. Договорились, что ли?
Недавно смотрел одну передачу, так там вполне серьёзно обсуждали вопрос о том, что когда-то у Земли не было спутника Луны. Мол, было время в истории Земли, когда она существовала в одиночестве. И всё бы ничего, но эти деятели ссылаются в разговоре на некие письменные исторические документы (хотя не называют их).
И на это я бы закрыл глаза, как говорится, если бы не одна реплика, которая просто рассмешила меня. В общем, один дядя заявляет по телевизору, что, мол, в древних китайских летописях нет упоминания о Луне или есть трактаты, но такие, где китайцы пишут, что Луны на небе нет. А? Что? Вы о чём? Кто вас позвал в эту передачу?! Как можно так издеваться над мозгами телезрителей?
Самое ужасное в этой истории, что народ поверит в этот бред, ведь такие уважаемые учёные вещают с экрана… и некому это опровергнуть… ни в этой передаче, ни в последующей. Т.е. предоставили человеку эфир, и он лепит что попало…
И народ верит… пипл хавает…
Хорошо, допустим – да, в историческом развитии Земли было время, когда Луны не существовало. Потом что-то там столкнулось с Землёй, что-то от чего-то откололось, и получилась Луна. Я даже не буду спорить с той версией, что Луну к Земле подтянули инопланетяне… )))
Но во времена, когда не было Луны, жизнь на Земле просто не существовала ни в какой форме! Даже на уровне амёб!
(Я не учёный, поэтому опишу своими словами.) Луна не просто влияет на приливы и отливы. Луна уравновешивает колебания Земли вокруг совей оси. Если бы не Луна, то колебания Земли смели бы всё живое и неживое с поверхности к чёртовой бабушке! Просто возьмите полный до краёв стакан с водой и потрясите его в руке. Вот, то же самое было бы и на Земле. И если бы в это время существовала какая-то жизнь на Земле, то не дальше уровня микроорганизмов. Короче говоря, некому было бы писать тексты о том, была Луна рядом или нет. Понимаете?
Ещё один аспект: как можно писать, например, что Луны нет на небе, если ты даже не знаешь, что такое Луна? Не смешно?
Теперь, собственно, о китайцах…
Во-первых, самое первое солнечное затмение в истории древнего Китая было описано 22 октября 2137 году до н.э. На секундочку! – это более 4 тысяч лет назад! Это время т.н. легендарной Династии Ся. Конечно, в то далёкое время у китайцев были примитивные познания в астрономии, но сам факт фиксации события говорит о том, что уже в то время велось наблюдение за движением светил на небе. И фиксация этого затмения произошла не случайно, как-то вдруг, а, судя по всему, это было ожидаемым, повторяющимся событием. Т.е., задолго до описанного затмения древние китайцы уже видели в небе что-то аналогичное.
Во II в. до н.э. было установлено совпадение между временем приливов и фазами Луны. Исходя из традиционной мировоззренческой концепции о связи Неба и Земли, китайцы через три столетия сформулировали теорию зависимости между этими феноменами.
С древнейших времён китайцы уже не просто описывали по факту, но и умели предсказывать затмения, как солнечные, так и лунные. Иными словами, в те далёкие времена у них уже имелся алгоритм расчёта этих природных явлений.
Далее… уже со времён династии Хань (≈ III в. до н.э.), расчёт затмений был обычной рутинной работой придворных астрологов. При императорском дворе была учреждена должность «великого историографа-астролога» (тайшигун), в обязанности которого входило ведение исторической хроники, составление астрологических прогнозов и уточнение календаря с учетом календарных констант и т.д.
В летописи «Чуньцю», охватывающей период с 722 по 479 г. до н.э., зарегистрировано 37 солнечных затмений, наблюдавшихся в течение 242-х лет. 33 солнечных затмения подтверждены современными учеными.
Значения периодов движение планет, зафиксированные в хронике династии Поздняя Хань, являются достаточно точными. На Западе подобной точности не удавалось достигнуть вплоть до XVI в.!
В эпоху поздней Хань в Китае жил старший современник Клавдия Птолемея (90/100—165/168) выдающийся ученый Чжан Хэн (78—139 гг.), который внес огромный вклад не только в астрономию, но и географию, механику и сейсмологию. Полные тексты его сочинений были утрачены, но отрывки из них сохранились в книгах других китайских авторов.
Во время правления императора Хэ-ди (89—106 гг.) астроном Цзя Куй установил, что Луна имеет неравномерное движение по орбите. Несколько позже Лю Хун нашел, что Луна, выйдя из точки наибольшего удаления, в которой она имеет самое медленное движение, возвращается в эту точку через 27,55336 суток (по современным данным, величина этого периода, т.н. аномалистического месяца, составляет 27,55455 суток).
Живший в III в. астроном Ян Вэй определил, что Луна при своем циклическом движении пересекает каждый раз эклиптику не ровно через месяц, а несколько раньше, иначе говоря, ему была известна продолжительность т.н. «драконического» месяца.
Около 330 г. астроном Юй Си открыл явление прецессии, заметив разницу между реальным положением звезд и зафиксированным в старых хрониках. Им была определена величина смещения точки весеннего равноденствия по эклиптике, которая составляла один китайский градус за 50 лет. Прецессионный сдвиг, рассчитанный на 450—460 лет раньше Гиппархом, — один градус в 100 лет.
В V в. Чзу Чунчжи (429—500 гг.) вычислил, что длительность «драконического» месяца равна 27,21223 суток (по современным данным — 27,21222 солнечных суток).
И т.д., и т.д., и т.д. …
Во времена династии Юань китайские астрономы стали общаться со своими арабскими и индийскими коллегами. Известны факты, когда зарубежные астрологи приглашались на службу ко двору китайского императора.
Так что не только в Китае, но и в других уголках Земли в то же время люди смотрели на небо и видели два самых ярких небесных тела – Солнце и Луну. Т.е. когда человечество научилось фиксировать и передавать информацию,  Солнце и Луна уже давным-давно вместе были на небе.
Соответственно, когда Луна закрывает Солнце, получается солнечное затмение. И, как вы видите, этот природный феномен был известен астрономам с незапамятных времён.
Во-вторых, чтобы ссылаться в своих речах на древних китайцев, надо хотя бы знать, какое значение для них имели Солнце и Луна. Эти два небесных тела для китайцев не просто яркие объекты в небе. Солнце и Луна – это основа пространственно-временных единиц китайской метафизики. Самые первые аналогии инь и ян в китайской метафизике – это женщина и мужчина, и Луна и Солнце.
Именно наблюдения за Солнцем и Луной составили всю ту теоретическую и практическую часть китайской переменологии, которая нам известна сегодня.
Изучение и практика фэншуй или ба-цзы, как любой другой метафизической науки, неразрывно связано с китайским Календарём-ся или т.н. китайским Сельскохозяйственным Календарём. Как всем известно, этот календарь является солнечно-лунным, т.е. сочетает в себе ритмы движения Солнца и Луны.
– В предсказательной практике используется именно солнечный календарь. – Так говорят об этом на всех курсах по фэншуй. А как обстоят дела на самом деле?
Давайте сначала скажем пару слов, что такое «солнечный календарь»? Здесь имеют в виду Небесные Стволы (элементы) и Земные Ветви (животных) китайского календаря и их комбинации (цзя-цзы). В том числе тот факт, что Небесными Стволами и Земными Ветвями отображаются пространство и время. И, типа, всё, Луна тут «отдыхает».
На самом деле, Луна и её циклы участвуют в формировании системы на-цзя. А на-цзя (纳甲) – это очень основательная часть фэншуй. Её используют обе школы – и Сань-хэ, и Сань-юань.
На-цзя («Соотнесение со знáком ЦЗЯ») – это корреляция лунных фаз с триграммами и Небесными Стволами. В зависимости от того, в какой фазе находится Луна, Небесный Ствол отождествляется с той или иной триграммой. Далее эти триграммы участвуют в определённых показателях.
И именно фазы Луны объясняют теорию на-цзя.
Например, как пишут классические тексты, Триграмма Цянь (乾) – это полный ян, поэтому отождествляется с Небесным Стволом ЦЗЯ (甲). Почему? Потому что ночью на 15-й день после новолуния на Востоке восходит полная Луна. На 16-й день начинается поворот в сторону инь. На 30-й день «путь ян рассеивается в инь». Луна исчезает с неба. Поэтому такая Луна отождествляется с триграммой Кунь (坤) и Небесным Стволом И (乙).

Na Jia
И так каждая фаза Луны ставится в соответствие связке «триграмма – Небесный Ствол».
В ходе развития этой схемы получается стройная система, которая лежит в основе всей переменологии И-цзин (易经). Кроме на-цзя в формировании смыслового содержания гексаграммы И-цзин, также задействованы теории на-цзы, на-чжи, 28-ми лунных стоянок-сю.

NaJia
Переплетение этих техник даёт то качество гексаграммы, которое ей присуще уже не одну сотню лет. Это качество/смысл гексаграммы выводили и описывали лучшие умы Китая…

И тут какой-то дядя с экрана заявляет, что в древние времена китайцы не наблюдали Луну на небе.
Так что, как ни крути, но Луна давно является спутницей нашей Земли. И кто его знает, ели бы не Луна, писал бы я сейчас эти строки, читали бы вы их потом?
Нескучных лунных дней!

Примечание: исторические даты, использованные в статье, взяты из сети интернет.

01 ноября 2015 г.