Астрология и фэншуй

Развитие фэншуй напрямую связано с развитием астрологии. Человеку всегда было присуще наблюдение за Небом, Солнцем, Луной, за небесными светилами. Результатом этих наблюдений явились календари. У всех народов Мира календари были предназначены для установления сезонов, позволяющих определить наступление определённого времени для сельскохозяйственных работ и других событий в жизни. Так, в древнем Китае был создан Календарь Ся (по названию правящей династии), который ещё называется «сельскохозяйственным календарём».
Небесный свод в китайской астрологии разделён на пять основных секторов (Дворцов, «гун») по сторонам света. В отличие от европейской карты неба (равно как и в китайском компасе), в китайской карте Север находится внизу, а Юг наверху. Соответственно, Восток будет слева, а Запад справа. Появление определённого Дворца на небе символизирует начало времени года.
В середине находится Центральный Дворец - Тай-И (Великая Единица).
Восточный Дворец (и весну) представляет Зелёный Дракон (Цин-лун). С приходом весны над горизонтом рядом с Луной появляются две звезды Да-Цзяо и Цзяо, которые отождествляются с рогами Дракона, а сама Луна символизирует жемчужину в пасти Дракона.
Южный Дворец (и лето) символизирует Красная Птица (по старинным текстам - перепёлка, Чжу-цяо). С приходом лета эта птица появляется на полях. Для китайцев было загадкой, откуда прилетает и куда затем исчезает эта птица. Поэтому её отождествили с Красным Фениксом.
Символом Западного Дворца (и осени) является Белый Тигр (Бай-ху). В древности тигры населяли западные районы Китая. Белый цвет объясняется беловатым окрасом меха китайского тигра.
Символом Северного Дворца (и зимы) является Чёрная Черепаха (или Сюань-у - «тёмная воинственность») - хладнокровное животное, предпочитающее влажность. Чёрный цвет, по-видимому, обусловлен чёрным цветом почвы в северных районах Китая.
Также считалось, что существуют пять мифических государей:
Верховный владыка Центра - Хуан-Ди, его помощник - бог земли Хоу-Ту, его цвет - жёлтый, под его покровительством находился храм Солнца, с ним были соотнесены многие созвездия центральной части неба, а также Большая Медведица и планета Тяньсин (Сатурн, стихия Почва);
Повелитель Востока Тай-Хао (он же - Фу-Си), его помощник - зелёный дух дерева Гоу-Ман, ему подвластны громовник Лэй-Гун и дух ветра Фэн-Бо, созвездия в восточной части неба и планета Суйсин (Юпитер, стихия Дерево), ему соответствует весна и зелёный цвет;
Повелитель Юга - Янь-Ди (он же Шень-Нун), его помощник - красный дух огня Чжу-Жун, ему соответствуют различные созвездия в южной части неба, а также планета Инхо-Син (Марс, стихия Огонь);
Божество Запада - Шао-Хао (его имя «малый светлый» противопоставлено имени повелителя Востока - «великий светлый»), его помощник - белый дух Жу-Шоу, с ним соотнесены созвездия в западной части неба и планета Тайбай (Венера, стихия Металл); владыка Севера - Чжуань-Сюй, его помощник - чёрный дух Сюань-Минь, под его покровительством находились храмы Луны и повелителя дождя Юй-Ши, созвездия в северной части неба, а также планета Чэньсин (Меркурий, стихия Вода).
В соответствии с пятеричной классификацией, каждому из мифических владык как повелителю стороны света соответствовал и первоэлемент, а также время года, цвет, животное, часть тела.
Движение Юпитера вокруг Солнца (11,8 лет) легло в основу двенадцатеричного летоисчисления. Каждый год Тай-суй (проявление Юпитера на Земле) находится в одном из двенадцати знаков. В фэншуй уделяется особенное внимание этому направлению.
На рубеже II - I тыс. до н.э. китайские астрономы разделили область неба, в которой перемещались Солнце, Луна и планеты, на 28 участков-созвездий и, кроме того, на 4 «сезонных» участка по 3 созвездия в каждом (аналог Зодиака). Как и в Египте и Месопотамии, этот пояс созвездий был ближе к небесному экватору.
С усовершенствованием календаря в нём появились Лошадь и Свинья (Кабан). Тигр «перекочевал» на Восток. Таким образом, в китайском календаре нашли своё место двенадцать животных: Тигр-Инь, Кролик-Мао, Дракон-Чэнь, Змея-Сы, Лошадь-Ву, Коза-Вэй, Обезьяна-Шэнь, Петух-Ю, Собака-Ши, Свинья-Хай, Крыса-Цзы и Бык-Чоу. Все животные расположены по концепции Инь-Ян.
Двенадцать животных дополняются пятью Элементами: Вода (Север), Дерево (Восток), Огонь (Юг), Почва (Центр), Металл (Запад). С учётом разнополярности Элементов по Инь-Ян - всего десять Элементов.
Кроме того, китайский традиционный календарь соединил в себе времена года, сезоны, 12 месяцев, 12 индикаторов Цзянь-чу, цикл Цзя-цзы, Пять Элементов (У-син), 28 лунных стоянок-сю, девять звёзд фэншуй, планеты и дни недели...
В самом начале китайский календарь изобиловал сложными иероглифами. Затем даосские монахи перевели эти иероглифы в нечто понятное всем. Сразу надо оговориться, что обозначение животных в календаре не похожи на названия этих животных в китайском языке. Так появились обозначения десяти Небесных Стволов и двенадцати Земных Ветвей. Каждый день, месяц, год и даже час записывается в китайском календаре двумя иероглифами. Вверху располагается Небесный Ствол (Веление Неба), а внизу Земная Ветвь (Проявление на Земле). Вместе они представляют совокупность места и обстоятельства, пространства и времени.
Все животные и элементы нанесены на геомантический компас ло-пань в соответствии с временем их влияния по сезону. Таким образом, при работе с компасом ло-пань, мы можем с точностью до градуса рассчитать направление дома, квартиры, участка. На основании измерений мы будем знать, какие энергии будут доминировать в том или ином жилище. Будут ли эти энергии благоприятны для человека, проживающего в данном доме, или эти энергии будут нести губительную силу.
В заключении следует сказать, что китайская придворная астрология была почти исключительно астрологией предзнаменований. Она состояла из наблюдения предзнаменований (астрономических, метеорологических и сейсмических - от вспышек сверхновых до землетрясений и сильного града) и эмпирического соотнесения этих предзнаменований с событиями в обществе, которые влияли на успех правления императора.
Однако в астрологии предзнаменований Китая не было такого детерминизма, как в средневековой астрологии на Западе. Считалось, что всегда есть возможность предотвратить грозящие бедствия.